Домовые и домашние духи.


Домашние духи

Домашние духи сопровождают человечество на протяжении веков и встречаются практически во всех традициях. Они могут отличаться внешне, но есть у них и много общего, несмотря на то, что живут в разных странах и принадлежат к разным культурам.

Наши предки верили, что все в природе имеет сознание. Каждое дерево, каждый камень, который использовался для строительства дома, имел свой природный дух. А так же та земля, на которой закладывался дом, принадлежала духам природы, которые в последствии и становились домашними духами. 

К выбору места под строительство дома относитесь очень трепетно. Например, в Скандинавии глава семейства оставался на ночь спать в том месте, где планировали поставить дом. Если человек спал мирно, дом строили, если сон был тревожный, искали другое место, считалось, что на том месте обитают злые духи.

Существовали различные методы тестирования подходящего участка, в том числе проверка земли или близлежащих деревьев на наличие признаков пожара. Огонь был плохим знаком, связанным со злыми духами, и многие люди воздерживались от строительства дома там, где был пожар.

Но это не единственный способ получения домашнего духа. Часто домашним духом становился умерший член семьи, который брал на себя роль защитника дома.
Другой способ получить домашнего духа - приношение человека (животных) в жертву.  Их  хоронили в стенах или под очагом дома. Дух жертвы был навечно привязан к дому и становился домашним богом и хранителем.
Подробнее об этих традициях читайте в книге Клода Лекоту (Claude Lecouteux) «Традиция бытовых духов».
Домашних духов называют по-разному в зависимости от страны, региона и семьи. Они также назывались по-разному в зависимости от того, где они проживали в доме. Некоторые домашние боги задерживались на порогах (дверные проемы, окна, дымоходы), а некоторые жили под очагом. Злые духи занимали углы дома, поэтому люди жгли травы в каждом углу, чтобы очистить пространство, в христианской традиции – располагают иконы в углу дома.  
Но что делал домашний дух? Бытовые боги и духи защищали, исцеляли и приносили изобилие. Они также помогали и по хозяйству, по дому.
Домовой.

Домовые возникли как домашние опекунские духи, очень похожие на Лары в древнеримской традиции, которые являлись  духами умерших предков. [1]

Древние римляне почитали домашних богов - Лары. В каждом доме был алтарь, в более богатых домах была картина или скульптура, изображающая домашних богов и пожертвования, оставленные перед ними. Изображения домашних богов были и за обеденным столом, они всегда были участниками семейных трапез.  Римские домашние боги были духами-хранителями, которые защищали дом и семью от болезней и вторжений. 

Темпераментный, непредсказуемый, щедрый, трудолюбивый, иногда опасный, домашний дух  так же напоминает домашних богов упомянутых в Библии, терафимов, которые Рахиль украла у ее отца Лавана (Бытие 31, 34).   Люди думали, что лучше иметь собственного домашнего духа, который мог бы порадоваться тарелке сливок или миске каши, чем пытаться привлечь внимание великих богов.   И поэтому домашний дух стал членом семьи, по-своему помогая и мешая.

Сходства между домовыми и домашними духами много.

Домовые, как и Лары, считаются одинокими и  посвящают себя служению членам семьи, с которой проживают в доме. Их сходство можно проследить как в одежде, говорят, что оба волосатые и одеты в лохмотья, так и в выборе подношений - и тот и другой предпочитают молочные продукты. Как и Лары, домовые  были связаны с мертвыми.  

Семейный культ умерших предков в древние времена сосредоточился вокруг очага, который впоследствии стал местом, где живет и куда приносят угощение для домового. Пожалуй, наиболее существенное различие между домовыми и Ларами заключается в том, что Лары были постоянно привязаны к дому, в котором они жили, а  домовой может покинуть дом, если вы чем-то ему не угодили.  

Внешний вид и характер домовых.

Описание домовых разнообразны, в более древних, ранних историях говорится, что домовые были ростом с человека или больше, а в более поздних рассказах, домовые предстают маленькими и очень мудрыми.

Считалось, что у них коричневая кожа; они страшны, лохматы, ходят голыми или в лохмотьях. В конце девятнадцатого века ирландский фольклорист Томас Кейтли описал домового как «персонажа небольшого роста, морщинистого облика, покрытого короткими вьющимися каштановыми волосами и одетого в коричневую мантию и капюшон»[2].  Так же считается, что домовые могут становиться невидимыми или принимать форму животных.

Наш домовой, согласно сказаниям, похож на маленького старика с яркими глазами и покрытый волосами, одетый в крестьянскую одежду и босой. Иногда он мог принимать форму кошки или собаки, лягушки, крысы или другого животного. В целом, однако, он оставался невидимым, его присутствие проявлялось только в шорохе или бегах. [3]

Традиционно обо всех домовых говорят, что они обитают в домах или на фермах. Они работают только ночью, выполняя всю необходимую работу, пока люди спят. Предпочитают работать в одиночку и избегают быть замеченными. Считается, что наличие домового обеспечивает благосостояние дома, а в обмен, проживающие в этом доме, должны оставлять для него миску молока, сметаны, каши, меда или маленький пирог. Как правило, подношение оставляли рядом с очагом. 

Некоторым отдельным домовым иногда дают имена. [4] Около 1650 года домовой в Овертуэйте в Уэстморленде был известен как «Tawny Boy» , а домовой из Хилтона в графстве Дарем был известен как «Калд Лад». Говорят, что домовые иногда  мотивируются «личной дружбой и желаниями», и их можно заставить выполнять дополнительную работу, выходящую за рамки их обычных обязанностей.

В 1703 году Джон Бранд писал в своем описании Шетланда, указывал на повсеместность такого явления, как домовой:

«Не более сорока или пятидесяти лет назад у каждой семьи был домовой или так называемый «злой дух», который служил им и которому они приносили жертву за его службу. Когда они взбивали молоко, то оставили по ложке в каждом углу дома, рядом с плитой, был расположен камень, который они назвали "Brownie’s stane", в нем  было небольшое отверстие, в которое они вливали угощение для жертвы Домовому».
Практически всегда, домовые имеют несносный характер, они заносчивы, обидчивы и мстительны.
Если Домовой почувствует, что им пренебрегли или воспользовались, он навсегда исчезнет, забрав с собой процветание дома.[5] [6]
Домовой обижается, если за его работой подсматривают, критикуют или человек подсмеивается над ним.
Говорят, что домовой  в Крэншоу в Беруикшире годами скашивал и молотил зерно. [7] Затем кто-то заметил, что зерно было плохо скошено и сложено, так что в ту ночь Домовой  перенес все зерно на Скалу Ворона в двух милях от фермы и швырнул его со скалы. Нужно ли говорить, что домовой покинул это место, и уже самим хозяевам пришлось работать и заготавливать урожай.
В некоторых историях, даже способ которым им дают подношение может обидеть домового.  Домовой из Бодсбека, недалеко от города Моффат в Шотландии, отправился на соседнюю ферму Лейтенхолл когда владелец Бодсбека позвал домового, после того как налил ему сливок, а не оставил подношение молча в привычном месте. [8]

Домовые практически всегда являются мужчинами, но иногда описываются также женские представители домашних духов, такие как Meg Mullach (или «Hairy Meg»)[9] и Bean-tighe, произносится как ban-tee.

Имя Hairy Meg точно описывает ее внешность: смуглую и полностью покрытую волосами. Как правило, встреча с ней пугала членов семьи и не была приятной.  Считается, что они живут в дымоходах и имеют очень длинные руки. Домовая по имени Волосатая Мэг или Мэгги Молах была чрезвычайно трудолюбива, и крайне сварлива, с ужасным характером. Ах да, был у нее сынок – Добби. Dobie - это несколько туповатый, хотя и доброжелательный домовой.  Помимо помощи по хозяйству, она также помогла главе семьи  победить своих противников в шахматах. Иногда выступала как банши, объявляя о смерти членов этой семьи.

А вот Bean-tighe, произносится как ban-tee, одна из доброжелательных ирландских домашних фей. [10] Bean-tighe  описывается как маленькое, пожилое существо женского пола, которое носит изодранные старомодные платья и имеет морщинистое лицо. Ее имя переводится как «женщина из дома», и созвучно с банши. Но в противовес зловещей Beansidhe, Bean - tighe дружелюбна. Она убирает по дому, следит за животными и детьми в доме. Она любит, когда в доме остаётся работа для нее. Она чаще всего присматривает за домами одиноких матерей и пожилых женщин, хотя она не сексистка и иногда также помогает мужчинам в подобных ситуациях. 

Бан-Тие очень любят клубнику и сливки, это лучшее угощение для нее.

Дары одежды 

Все помнят трогательный момент из Гарри Потера, где Добби получил одежду и стал свободен? Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочницы. На самом деле, как вы уже поняли,  домовые не привязаны к дому или семье, и могут уйти по своему желанию.

Считается, что, подарив одежду домовому, вы обидите его, и он покинет вашу семью навсегда. Но не потому, что станет свободным, а потому, что рассматривает это как оскорбление. [11] [12]

Первое упоминание в английском языке о том, что домовой исчезает после того, как ему преподносят одежду, взято из Книги четвертой, главы десятой, Реджинальд Скот, «Открытие колдовства», опубликованной в 1584 году. [13] 

Домовые разных стран

Домовые, домашние духи со схожими описаниями, привычками, местами обитания можно найти в разных уголках земного шара и различных культурах.  Предлагаю познакомиться с домовыми Старой Европы и Славян.

В Британии такого духа зовут Брауни (brownie) да, как пирожные, думаю, вы догадались почему (см.  Внешний вид домовых). Хотя изначально слово Брауни возникло как диалектное слово в Северной Англии и Шотландии, со временем оно стало стандартным обозначением домовых по всей Англии. По древним легендам брауни появлялся в ночное время, когда все засыпали, и помогал по дому или даже с сельхоз работами. За что хозяева дома оставляли ему миску молока или сливок, немного хлеба/ каши. Подношение всегда делались около очага, где и располагалась его любимое место.

Но не стоит обольщаться его отношением и добротой, домовые славятся своим несносным характером, они легко обижаются, если почувствовали, что их оскорбили или каким то образом воспользовались.

Валлийское название домового Bwbach.

Говорят, что, как и брауни, у Бубахов вспыльчивый характер, если они чем-то возмущены.[14 Фольклорист 19-го века Вирт Сайкс описывает Бубаха как «добродушного гоблина», который выполняет работу по дому у валлийских служанок. Он утверждает, что перед тем, как лечь спать, горничная должна подмести кухню, разжечь огонь в камине, налить сливки в маслобойню, и положить свежую миску молока рядом.  На следующее утро, «если ей повезет», она обнаружит, что миска со сливками выпита, а сливки в маслобойке взбиты. [15] Сайкс так же объясняет, что, помимо того, что он является домашним духом, Bwbach - это также имя ужасающего призрака, который, как полагает, может сбить человека с ног порывом воздуха. Считается, что это беспокойная душа умершего, который не может успокоиться из-за скрытых сокровищ.

В швейцарском фольклоре домового духа зовут – Джек чашка (Jack o' the bowl). Еще он известен как Жан де ла Болиета на французском языке или Napf-Hans на немецком языке. В обмен на чашку сливок, которую ему оставляли каждую ночь, он выводил пастись коров в  местах с самой лучшей травой, но которые считались непроходимыми даже для человека, но ни одна из коров никогда не получала травм. Путь, которым он пользовался, всегда был свободен от камней, независимо от того, насколько скалистый склон горы это был, такой путь получил название как Путь Болиеты. [16]

Домовой дух Monaciello  в Италии известен как «маленький монах». Внешне он похож на ирландского гнома, но в отличии от него, сфера его интересов не горшочек с золотом, а защита семейного винного погреба. Иногда и сам Монакьелло напивается семейным вином, но это ему можно простить. Он следит за тем, что бы весь ваш урожай вина созрел, а не превратился в уксус.  Но если чем-то разозлить Монакьелло, весь запас будет испорчен или опрокинут! 

В скандинавском фольклоре домашний дух предстает нам в виде Nisse. Ниссе / Томте описывается,  как маленький человечек, не выше 90 см, с длинной белой бородой, одетый в традиционную фермерскую одежду, состоящую из пуховой шерстяной туники с поясом и бриджей до  колен с чулками и с конической или вязаной шапкой красного или другого яркого цвета.  Обычное одеяние фермера в 17 веке.   Они часто имеют вид, похожий на садового гнома.[17] Так же считается, что Ниссе обладает навыками иллюзий и способен сделать себя невидимым. Норвежский фольклор утверждает, что у него четыре пальца, заостренные уши и глаза, отражающие свет в темноте, как у кошки. [18]

Несмотря на свой милый и забавный внешний вид, Ниссе - это отголосок древнего культа предков.  Дух первого человека, который построил дом/ферму и был захоронен на своей земле в кургане.

По преданию, Ниссе живет в домах и сараях усадьбы и тайно выступает в качестве их защитника. При правильном обращении он защищает семью и животных от зла ​​и несчастья, а также может помочь в работе по дому и работе на ферме. [19] Однако, как известно, они вспыльчивы, особенно когда обижены. Будучи оскорбленными, они обычно проказничают, крадут предметы и даже калечат или убивают скот.[20]

Ниссе также нужно было радовать подарками - особенным подарком была миска каши в рождественскую ночь. Если тот не получал свою плату, он оставлял ферму или дом или занимался вредными действиями, например,  связывал хвосты коров в сарае, переворачивал предметы вверх дном и ломал вещи.

Ниссе любит  кашу, политую сверху  маслом. Согласно одному преданию, фермер как то раз, положил масло под кашу, не найдя масло в своей каше, Ниссе, полный ярости, убил корову. Когда он проголодался и съел кашу, на дне чашки он обнаружил масло. Полный горя, он поспешил обыскать земли, чтобы найти другого фермера с идентичной коровой, и заменил мертвую корову на живую.  В другом рассказе норвежская горничная решила съесть кашу сама и в итоге сильно пострадала. Ниссе сказал: «Вы ели кашу для Ниссе, теперь вы должны танцевать с ним!». На следующее утро фермер нашел ее почти безжизненной.[21]

В настоящее время Ниссе ассоциируется с Рождеством, с Йолем. В сопровождение йольского козла Ниссе стучит в двери домов и раздает подарки. Tomte/Nisse можно увидеть  со свиньей, еще одним популярным символом Рождества в Скандинавии, связанным с плодородием и их ролью в качестве хранителей фермы.

Heinzelmännchen – немецкий домовой, является расой существ, появляющихся в сказке, связанной с городом Кельн в Германии. Говорят, что маленькие домовые гномы выполнили всю работу жителей Кельна ночью, так что жители Кельна могли лениться весь день. Согласно легенде, это продолжалось до тех пор, пока жене портного не стало настолько любопытно увидеть гномов, что она разбросала горох на полу мастерской, чтобы гномы поскользнулись и упали. Разъяренные гномы исчезли и больше не вернулись. С тех пор жители Кельна должны были выполнять всю свою работу самостоятельно.

Эта легенда была впервые записана кельнским учителем Эрнстом Вейденом в 1826 году. [22] Она была переведена на английский Томасом Кейтли и опубликована в 1828 году в его книге «Сказочная мифология». В 1836 году художник и поэт Август Копиш[23] опубликовал знаменитую поэму:

Once upon a time in Cologne,

how comfortable it was with the Heinzelmen!

For if you were lazy, ... you just lay down

on your bench and took care of yourself.

Конечно, – скажет житель Кельна.-

При домовых жилось привольно!

Нам делать было нечего-

Лежи с утра до вечера

(перевод пер.с немецкого Ю.Коринец)

В России особое отношение к домовым, которому часто дают почетные звания «хозяин» или «дедушка». В фольклоре можно найти описание домового как существа, который был похож на карликового старика с яркими глазами и покрытыми волосами, который был одет в крестьянскую одежду и ходил босиком. Иногда он принимал форму кошки или собаки, лягушки, крысы или другого животного. В целом, однако, он оставался невидимым, его присутствие проявлялось только в шорохе или бегах. Как и свои собратья, славянский домовой часто занимался домашними делами или присматривал за животными в конюшне. Иногда он мог подружиться с конкретной коровой или лошадью, которая в итоге процветала под их присмотром. Но они также могут быть озорными, пощипывать людей до синяков по ночам или разбрасывать тарелки и кастрюли, как полтергейст. 

Домовой встречается во всех славянских странах, сохраняя свой вид, повадки и значения. Так Домового сравнивали с римскими Пенатами, гениями семьи. [24] Гельмольд (ок. 1120–1177) в своей книге «Славянская Хроника» ссылался на широкое поклонение Пенатам среди славян Эльбы. В Хронике «Boemorum» Космы Пражского (1045–1125) написано, что Чех, один из трех мифических прародителей славян, привез статуи пенатов на своих плечах в новую страну и сказал своим собратьям:[25]

«Встаньте, добрые друзья, и сделайте подношение своим пенатам, потому что именно их помощь привела нас в эту новую страну, предназначенную для нас Судьбой много веков назад».

Считается, что Домовой защищает благополучие семьи в любом из его аспектов. Они очень заботятся о детях и домашних животных.  Домовые  разделяют радости и горести семьи и способны предвидеть и предупреждать о будущих событиях, таких как неизбежная смерть члена семьи, чумы, войны или другие бедствия, которые угрожают благополучию членов семьи.

Не стоило злить домового плохим поведением (ссорами, пьянкой, драками), в этом случае домовой мог покинуть семью/дом и оставить его без защиты от болезней и бедствий. [26]

Важно так же было заручиться поддержкой домового при въезде в новый дом.  Нужно было обязательно позвать его с собой. Первый ломоть хлеба, первая жертва всегда предлагалась ему, произнося нужные слова.

Домовые не всегда были популярны и желанны, как могло показаться. Во время после прихода христианства, домовые, как и другие фольклорные создания, были демонизированы и связаны с дьяволом (так как относились к языческим верованиям) практически повсеместно.  В знаменитом указе 14 века, святая Бригитта предостерегает против поклонения Томте, «богам Томте» (Откровение, книга VI, гл. 78). Не чествовала их и православная церковь.

Со временем домовые обросли и другими негативными убеждения, например, что наличие в доме домового означало, что вы рискуете своей душой, общаясь с нечистой силой, или что вам приходилось совершать различные нехристианские обряды, что бы водиться с домовым.

Вера в то, что домовой способен приносить богатство свой невидимой работой, могло, для удачного фермера, является основой для обвинения в колдовстве. Вспомните рассказы о мельницах и кузницах, которым во всех сказках помогает никто иной, как черт.

 Правила взаимодействия с домовым.

Собственно говоря, познакомившись с нравом и описанием этих домашних духов. Вы с легкостью соберете правила общения с ними.  

Как вы уже поняли, домовые небольшой, но очень обидчивый народ.

Если домовой  почувствует, что им пренебрегли или воспользовались, он исчезнет навсегда, забрав с собой процветание дома. А иногда перед уходом могут и уничтожить и разрушать свою работу.

Они  обижаются, если человек наблюдает за его работой, если человек его критикует или если человек смеется над ним. 

Домовых особенно раздражает все, что они считают презрением или снисходительностью в свою сторону.  Хотя домовые и другие домашние эльфы были известны как хорошие духи, они также могли быть довольно неприятными, если бы с ними не обращались должным образом.

Домового  также можно прогнать, если кто-то попытается его крестить.

Большинство преданий описывают, как домовые покидают дом, забирая с собой удачу. Как правило, это имело тяжелые последствия для семьи. Некогда процветающая ферма могла быстро обеднеть без удачи, которую несут домовые, а также без дополнительной помощи, которую оказали эти маленькие рабочие эльфы.

Но иногда ситуация может стать намного хуже. Если Домовой был особенно рассержен, он мог доставлять большие неприятности жителям дома, крушить и ломать вещи, приносить физический вред его обитателям.  Интересные заметки и истории начиная, с 14 века о подобных случаях, можно прочитать в  «Энциклопедии фей» Кэтрин Бриггс и «Духи, феи, гномы и гоблины» Кэрол Роуз - исчерпывающие справочники, написанные уважаемыми учеными.

Многие наверняка подумали о том, как хорошо иметь такого домового. Означает ли это, что домовые живут в каждой квартире или доме? Увы, нет.  Все помнят советский мультик про домовенка Кузю (срочно пересмотреть :-))? Он долго выбирал себе семью, что бы осчастливить своим присутствием (шутка). Современная жизнь среди искусственных материалов, в многоэтажных панельных домах, отсутствие соблюдения традиций, приводит к тому, что домовых, как и домовых духов не так уж и много. Но это не значит, что в вашем доме не могут обитать различные домовые духи или домовой.

Как ухаживать за духом вашего дома

Во-первых, у каждого дома есть дух сам по себе. Это «душа» дома, так сказать. Это самый важный момент, которым пренебрегают все. Вы сами наверняка чувствовали это заходя в гости, отмечая  приятную ауру или чувство не комфортности, несмотря на вполне уютную обстановку. Наш дом, квартира сами по себе является физической структурой, которая защищает от внешних навязчивых сил - погоды, природы, вторжений и т. д. Кроме того, он служит убежищем для вашей семьи.  Так почему бы не начать с духа вашего дома и не показать немного любви ему?

Поговори с вашим домом, квартирой.

Простого признания, что в вашем доме есть душа, достаточно, что бы выразить благодарность.  Поблагодарите вашу квартиру, дом за то, что он служит вам и вашей семье. Отвлекусь, наверняка кто-то из ваших знакомых или вы сами разговариваете  со своими машинами. Если она ломается или глохнет, мы обещаем ей что-то купить / помыть/ заправить…(есть еще вариант угроз – сдать в металлолом).  И после этого, машина чудесным способом начинает отлично себя вести.  У меня была машина «девочка» и, совершая шопинг, я всегда покупала что-то для нее. В противном случае она капризничала))). Это смешно, но поставьте сердечки внизу кто понимает о чем я))).

И так вернемся к нашему дому. Те, кто сталкивался с выбором квартир (покупка/аренда) точно могут вспомнить момент, когда ты понимаешь что вот это вот самое она, это ваша. Говорят, пришлась по душе.  Поэтому не забывайте благодарить ваш дом, положите руку на стену и скажите спасибо.  Если вы собрались делать ремонт, то озвучьте те изменения,  что вы задумали. Звучит безумно, но это работает. 

Во-вторых – наладить/ привлечь  домашних духов, домовых.
Как привлечь домового.

Домовой любит семью, которая является доброй и трудолюбивой, где есть дети и животные (но не обязательно условие). Он, как правило, поселяется в теплом укромном уголке, как нетронутый шкаф или высокая полка. Их можно умиротворить и даже привлечь к себе домой, предлагая различные угощение.  Наличие домового, поможет семье сохранять положительную ауру в доме, а так же принесет изобилие и покой.

Итак, каков протокол, чтобы ваш домовой был счастлив? Есть несколько эмпирических правил, которые следует соблюдать:

1.  Традиционным местом домового являлся очаг или печь.  В современных квартирах и домах это может быть место рядом с варочной поверхностью или батарея.  Так же домовой сможет расположиться в месте, где хранятся запасы или в укромном уголке кухни. 

Ставьте угощения в укромные места, скрытые от посторонних глаз, и недоступные для детей и домашних питомцев. Часто для этих целей используют холодильник, батарею, самые верхние полки на кухне. Я обычно использую небольшое пространство у варочной поверхности, где и располагается его тарелочка.   Кстати, заранее позаботьтесь, что бы у него была своя тарелочка, лучше всего небольшая плошка из глины.

2. Чем угощать, когда, как  кормить домового.

Традиционным блюдами для угощения домового являются молоко, сливки, каши, хлеб, печенье, мед, конфеты. 

Скажу сразу, что домашние духи и домовые не едят еду, в привычном для нас понимании. Количество пиши не уменьшиться. Поэтому не стоит варить литровую кастрюлю каши, наливать по пол литра молока, класть килограмм конфет. Важнее ваше внимание и периодичность. Как правило, и это следует из всех фольклорных текстов, кормить домового лучше вечером/ночью. Вы же помните, что именно ночью, домовой делает все свои дела.

Обязательно скажите вслух, что вы приготовили это специально для него и предложите отведать кушанье. Домовые не умеют читать ваши мысли, поэтому учитесь с ними общаться вербально. Обращайтесь к домовому словами: Дедушка домовой, Хозяин, дедушка- соседушка и т. д.

На следующее утро, поблагодарите, что он принял ваше угощение, и уберите еду.

Куда убрать подношение? Вы можете скормить птицам, животным, вылить

\ положить под дерево. Если вдруг, кто-то случайно из домочадцев съел такую еду, ничего страшного не случиться. Но лучше избегать таких моментов, такая еда лишена энергии.

Конечно, важно регулярное исполнение данного ритуала. В Интернете можно найти много информации по тому, в какие дни и когда следует кормить своего домового: от кормления раз в пол года, до каждого первого числа месяца.  Как я уже говорила, им не нужна пища как физическая еда, это наша «жертва», знак почтения и уважения. Я угощаю своего домашнего духа каждый раз, когда готовлю кашу, покупаю свежего молока, печенье. Могу принести ему в подношение ароматные смеси и палочки. Но если вам важно выбрать день и час, пусть это будет первое число каждого месяца.

3. Взаимодействие с домовым.

Домовому нравится, когда с ним разговаривают, проявляя уважение. Утром можно здороваться с ним, прощаться перед выходом.

Я всегда благодарю домового, если пришлось, за чем-то вернутся домой. Нет, это не плохая примета. Как правило, это всегда предупреждающий знак и помогает принять верное решение. Как-то раз, я вышла на вечернюю прогулку, где случилось из ряда вон выходящая ситуация, которая заставила меня свернуть прогулку и вернуться домой. По дороге домой я недоумевала, как такое могло произойти. А, вернувшись, нашла на плите кастрюлю с супом, которую я не выключила и еще буквально 15 минут, и мой суп пришлось бы отдирать от нее. Что сказать, спасибо домовому!

Домовые и другие домашние духи, как правило, наслаждаются чистым и аккуратным домом. Они помогут вам по хозяйству, но будут раздражены, если дом не будет чистым. Они всегда предпочитают семью с хорошей атмосферой, и не любят когда в доме ссорятся, ругаются, пьют и дерутся. Поэтому вам придется и самим приложить усилие, сделать место своего обитания уютным.

Если у вас дома часто теряются мелкие вещи, сделайте подарок домовому. Небольшую шкатулку с блестящими предметами: пуговицы, бусинки, монетки. Обязательно скажите, что это ему подарок.

Запрет на дарение одежды. Домовые не являются рабами, как в сказке о Гарри Потере. Они могут приходить и уходить когда угодно. Дар одежды является для них оскорблением. После которого, Добби непременно будет свободен и оскорблен вашим поведением.

Будьте всегда добры с домашними животными. Домовые водят дружбу с домашними животными и одаривают тех, кто добр к  ним.

В большинстве случаев мы притягиваем то, что отражаем в этот мир.  Будьте открытыми для волшебства, и оно обязательно произойдет именно с вами.

[1] «О граде Божьем»,  Аврелий Августин

[2] Кейтли, Томас (1870). " Домовой ". Сказочная мифология. 

[3] Махал (1918). "Славянская мифология". В ЛХ Грей (ред.). Мифология всех рас. III, кельтская и славянская мифология . Бостон. С. 217-389.

[4] Симпсон, Жаклин; Роуд, Стив (2000), Словарь английского фольклора: захватывающее руководство по английскому фольклору и традициям, Оксфорд, Англия: издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-210019-1

[5] Alexander, Marc (2013) [2002], Sutton Companion to British Folklore, Myths & Legends, Stroud, England: The History Press, ISBN 978-0-7509-5427-3

[6] Briggs, Katharine Mary (1967), The Fairies in Tradition and Literature, New York City, New York and London, England: Routledge, ISBN 978-0-415-28601-5

[7] Бриггс, Кэтрин Мэри (1967), Феи в традициях и литературе , Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge, ISBN 978-0-415-28601-5

[8] Бриггс, Кэтрин Мэри (1967), Феи в традициях и литературе, Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge, ISBN 978-0-415-28601-5

[9] Бэйн, Тереза ​​(2013), Энциклопедия фей в мире фольклора и мифологии, Макфарланд, с. 322,ISBN 978-0786471119

[10] Encyclopedia of Fairies in World Folklore and Mythology Theresa Bane

[11] Александр, Марк (2013) [2002], Саттон Компаньон для британского фольклора, мифы и легенды, Страуд, Англия: Историческая пресса,ISBN 978-0-7509-5427-3

[12] Бриггс, Кэтрин Мэри (1967), Феи в традициях и литературе, Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge, ISBN 978-0-415-28601-5

[13] Симпсон, Жаклин; Роуд, Стив (2000), Словарь английского фольклора: захватывающее руководство по английскому фольклору и традициям, Оксфорд, Англия: издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-210019-1

[14] Александр, Марк (2013) [2002], Саттон Компаньон для британского фольклора, мифы и легенды, Страуд, Англия: Историческая пресса,ISBN 978-0-7509-5427-3

[15] Бриггс, Кэтрин Мэри (1967), Феи в традициях и литературе, Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: Routledge, ISBN 978-0-415-28601-5

[16] Кейтли, Томас (1870). Сказочная мифология, иллюстрирующая романтику и суеверия разных стран.

[17] Карлсон, Джон. «Гном под любым другим именем». Паранормалист. Проверено2 декабря 2 013 .

[18] "Легенда о Ниссе и Томте". Ингебретсена.

[19] Томте: скандинавские рождественские традиции в Американско-шведском институте

[20] Фридман, Эми. Отправляйся в Сан-Анджело: Стандартные времена. «Расскажи мне историю: новый костюм Томте (шведская сказка)» 

[21] "Легенда о Ниссе и Томте". Ингебретсена.

[22] Эрнст Вейден: Вельз Кельна. Geschichten, Legenden und Sagen Cöln, nebst einer Auswahl cölnischer Volkslieder . Кельн ам Райн, Pet. Шмитц, 1826, с. 200-202; полный текст на немецком языке версии Wikisource .

[23] Август Копиш: Гедихте . Berlin, Duncker und Humblot, 1836, p. 98, первая строфа; полный текст на немецком языке версии Викитека.

[24] Махал (1918). "Славянская мифология". В ЛХ Грей (ред.). Мифология всех рас . III,кельтская и славянская мифология. Бостон. С. 217-389.

[25] Махал, (1918). "Славянская мифология". В ЛХ Грей (ред.). Мифология всех рас . III,кельтская и славянская мифология. Бостон. С. 217-389.

[26] Махал,  (1918). "Славянская мифология". В ЛХ Грей (ред.). Мифология всех рас . III,кельтская и славянская мифология. Бостон. С. 217-389.

#домовой #домашниедухи #чемкормитьдомового

Просмотров: 74

Свяжитесь с нами

+7 (966) 377 66 45

info@wormwood.ru

  • White Instagram Icon
  • White Vkontakte Icon
  • Facebook Clean

Мы принимаем

© 2023 ИНТЕРЬЕР. Сайт создан на Wix.com