Домовые и домашние духи.


Домашние духи

Домашние духи сопровождают человечество на протяжении веков и встречаются практически во всех традициях. Они могут отличаться внешне, но есть у них и много общего, несмотря на то, что живут в разных странах и принадлежат к разным культурам.

Наши предки верили, что все в природе имеет сознание. Каждое дерево, каждый камень, который использовался для строительства дома, имел свой природный дух. А так же та земля, на которой закладывался дом, принадлежала духам природы, которые в последствии и становились домашними духами. 

К выбору места под строительство дома относитесь очень трепетно. Например, в Скандинавии глава семейства оставался на ночь спать в том месте, где планировали поставить дом. Если человек спал мирно, дом строили, если сон был тревожный, искали другое место, считалось, что на том месте обитают злые духи.

Существовали различные методы тестирования подходящего участка, в том числе проверка земли или близлежащих деревьев на наличие признаков пожара. Огонь был плохим знаком, связанным со злыми духами, и многие люди воздерживались от строительства дома там, где был пожар.

Но это не единственный способ получения домашнего духа. Часто домашним духом становился умерший член семьи, который брал на себя роль защитника дома.
Другой способ получить домашнего духа - приношение человека (животных) в жертву.  Их  хоронили в стенах или под очагом дома. Дух жертвы был навечно привязан к дому и становился домашним богом и хранителем.
Подробнее об этих традициях читайте в книге Клода Лекоту (Claude Lecouteux) «Традиция бытовых духов».
Домашних духов называют по-разному в зависимости от страны, региона и семьи. Они также назывались по-разному в зависимости от того, где они проживали в доме. Некоторые домашние боги задерживались на порогах (дверные проемы, окна, дымоходы), а некоторые жили под очагом. Злые духи занимали углы дома, поэтому люди жгли травы в каждом углу, чтобы очистить пространство, в христианской традиции – располагают иконы в углу дома.  
Но что делал домашний дух? Бытовые боги и духи защищали, исцеляли и приносили изобилие. Они также помогали и по хозяйству, по дому.
Домовой.

Домовые возникли как домашние опекунские духи, очень похожие на Лары в древнеримской традиции, которые являлись  духами умерших предков. [1]

Древние римляне почитали домашних богов - Лары. В каждом доме был алтарь, в более богатых домах была картина или скульптура, изображающая домашних богов и пожертвования, оставленные перед ними. Изображения домашних богов были и за обеденным столом, они всегда были участниками семейных трапез.  Римские домашние боги были духами-хранителями, которые защищали дом и семью от болезней и вторжений. 

Темпераментный, непредсказуемый, щедрый, трудолюбивый, иногда опасный, домашний дух  так же напоминает домашних богов упомянутых в Библии, терафимов, которые Рахиль украла у ее отца Лавана (Бытие 31, 34).   Люди думали, что лучше иметь собственного домашнего духа, который мог бы порадоваться тарелке сливок или миске каши, чем пытаться привлечь внимание великих богов.   И поэтому домашний дух стал членом семьи, по-своему помогая и мешая.

Сходства между домовыми и домашними духами много.

Домовые, как и Лары, считаются одинокими и  посвящают себя служению членам семьи, с которой проживают в доме. Их сходство можно проследить как в одежде, говорят, что оба волосатые и одеты в лохмотья, так и в выборе подношений - и тот и другой предпочитают молочные продукты. Как и Лары, домовые  были связаны с мертвыми.  

Семейный культ умерших предков в древние времена сосредоточился вокруг очага, который впоследствии стал местом, где живет и куда приносят угощение для домового. Пожалуй, наиболее существенное различие между домовыми и Ларами заключается в том, что Лары были постоянно привязаны к дому, в котором они жили, а  домовой может покинуть дом, если вы чем-то ему не угодили.  

Внешний вид и характер домовых.

Описание домовых разнообразны, в более древних, ранних историях говорится, что домовые были ростом с человека или больше, а в более поздних рассказах, домовые предстают маленькими и очень мудрыми.

Считалось, что у них коричневая кожа; они страшны, лохматы, ходят голыми или в лохмотьях. В конце девятнадцатого века ирландский фольклорист Томас Кейтли описал домового как «персонажа небольшого роста, морщинистого облика, покрытого короткими вьющимися каштановыми волосами и одетого в коричневую мантию и капюшон»[2].  Так же считается, что домовые могут становиться невидимыми или принимать форму животных.

Наш домовой, согласно сказаниям, похож на маленького старика с яркими глазами и покрытый волосами, одетый в крестьянскую одежду и босой. Иногда он мог принимать форму кошки или собаки, лягушки, крысы или другого животного. В целом, однако, он оставался невидимым, его присутствие проявлялось только в шорохе или бегах. [3]

Традиционно обо всех домовых говорят, что они обитают в домах или на фермах. Они работают только ночью, выполняя всю необходимую работу, пока люди спят. Предпочитают работать в одиночку и избегают быть замеченными. Считается, что наличие домового обеспечивает благосостояние дома, а в обмен, проживающие в этом доме, должны оставлять для него миску молока, сметаны, каши, меда или маленький пирог. Как правило, подношение оставляли рядом с очагом. 

Некоторым отдельным домовым иногда дают имена. [4] Около 1650 года домовой в Овертуэйте в Уэстморленде был известен как «Tawny Boy» , а домовой из Хилтона в графстве Дарем был известен как «Калд Лад». Говорят, что домовые иногда  мотивируются «личной дружбой и желаниями», и их можно заставить выполнять дополнительную работу, выходящую за рамки их обычных обязанностей.

В 1703 году Джон Бранд писал в своем описании Шетланда, указывал на повсеместность такого явления, как домовой:

«Не более сорока или пятидесяти лет назад у каждой семьи был домовой или так называемый «злой дух», который служил им и которому они приносили жертву за его службу. Когда они взбивали молоко, то оставили по ложке в каждом углу дома, рядом с плитой, был расположен камень, который они назвали "Brownie’s stane", в нем  было небольшое отверстие, в которое они вливали угощение для жертвы Домовому».
Практически всегда, домовые имеют несносный характер, они заносчивы, обидчивы и мстительны.
Если Домовой почувствует, что им пренебрегли или воспользовались, он навсегда исчезнет, забрав с собой процветание дома.[5] [6]
Домовой обижается, если за его работой подсматривают, критикуют или человек подсмеивается над ним.
Говорят, что домовой  в Крэншоу в Беруикшире годами скашивал и молотил зерно. [7] Затем кто-то заметил, что зерно было плохо скошено и сложено, так что в ту ночь Домовой  перенес все зерно на Скалу Ворона в двух милях от фермы и швырнул его со скалы. Нужно ли говорить, что домовой покинул это место, и уже самим хозяевам пришлось работать и заготавливать урожай.
В некоторых историях, даже способ которым им дают подношение может обидеть домового.  Домовой из Бодсбека, недалеко от города Моффат в Шотландии, отправился на соседнюю ферму Лейтенхолл когда владелец Бодсбека позвал домового, после того как налил ему сливок, а не оставил подношение молча в привычном месте. [8]

Домовые практически всегда являются мужчинами, но иногда описываются также женские представители домашних духов, такие как Meg Mullach (или «Hairy Meg»)[9] и Bean-tighe, произносится как ban-tee.

Имя Hairy Meg точно описывает ее внешность: смуглую и полностью покрытую волосами. Как правило, встреча с ней пугала членов семьи и не была приятной.  Считается, что они живут в дымоходах и имеют очень длинные руки. Домовая по имени Волосатая Мэг или Мэгги Молах была чрезвычайно трудолюбива, и крайне сварлива, с ужасным характером. Ах да, был у нее сынок – Добби. Dobie - это несколько туповатый, хотя и доброжелательный домовой.  Помимо помощи по хозяйству, она также помогла главе семьи  победить своих противников в шахматах. Иногда выступала как банши, объявляя о смерти членов этой семьи.

А вот Bean-tighe, произносится как ban-tee, одна из доброжелательных ирландских домашних фей. [10] Bean-tighe  описывается как маленькое, пожилое существо женского пола, которое носит изодранные старомодные платья и имеет морщинистое лицо. Ее имя переводится как «женщина из дома», и созвучно с банши. Но в противовес зловещей Beansidhe, Bean - tighe дружелюбна. Она убирает по дому, следит за животными и детьми в доме. Она любит, когда в доме остаётся работа для нее. Она чаще всего присматривает за домами одиноких матерей и пожилых женщин, хотя она не сексистка и иногда также помогает мужчинам в подобных ситуациях. 

Бан-Тие очень любят клубнику и сливки, это лучшее угощение для нее.

Дары одежды 

Все помнят трогательный момент из Гарри Потера, где Добби получил одежду и стал свободен? Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочницы. На самом деле, как вы уже поняли,  домовые не привязаны к дому или семье, и могут уйти по своему желанию.

Считается, что, подарив одежду домовому, вы обидите его, и он покинет вашу семью навсегда. Но не потому, что станет свободным, а потому, что рассматривает это как оскорбление. [11] [12]

Первое упоминание в английском языке о том, что домовой исчезает после того, как ему преподносят одежду, взято из Книги четвертой, главы десятой, Реджинальд Скот, «Открытие колдовства», опубликованной в 1584 году. [13] 

Домовые разных стран

Домовые, домашние духи со схожими описаниями, привычками, местами обитания можно найти в разных уголках земного шара и различных культурах.  Предлагаю познакомиться с домовыми Старой Европы и Славян.

В Британии такого духа зовут Брауни (brownie) да, как пирожные, думаю, вы догадались почему (см.  Внешний вид домовых). Хотя изначально слово Брауни возникло как диалектное слово в Северной Англии и Шотландии, со временем оно стало стандартным обозначением домовых по всей Англии. По древним легендам брауни появлялся в ночное время, когда все засыпали, и помогал по дому или даже с сельхоз работами. За что хозяева дома оставляли ему миску молока или сливок, немного хлеба/ каши. Подношение всегда делались около очага, где и располагалась его любимое место.

Но не стоит обольщаться его отношением и добротой, домовые славятся своим несносным характером, они легко обижаются, если почувствовали, что их оскорбили или каким то образом воспользовались.

Валлийское название домового Bwbach.

Говорят, что, как и брауни, у Бубахов вспыльчивый характер, если они чем-то возмущены.[14 Фольклорист 19-го века Вирт Сайкс описывает Бубаха как «добродушного гоблина», который выполняет работу по дому у валлийских служанок. Он утверждает, что перед тем, как лечь спать, горничная должна подмести кухню, разжечь огонь в камине, налить сливки в маслобойню, и положить свежую миску молока рядом.  На следующее утро, «если ей повезет», она обнаружит, что миска со сливками выпита, а сливки в маслобойке взбиты. [15] Сайкс так же объясняет, что, помимо того, что он является домашним духом, Bwbach - это также имя ужасающего призрака, который, как полагает, может сбить человека с ног порывом воздуха. Считается, что это беспокойная душа умершего, который не может успокоиться из-за скрытых сокровищ.

В швейцарском фольклоре домового духа зовут – Джек чашка (Jack o' the bowl). Еще он известен как Жан де ла Болиета на французском языке или Napf-Hans на немецком языке. В обмен на чашку сливок, которую ему оставляли каждую ночь, он выводил пастись коров в  местах с самой лучшей травой, но которые считались непроходимыми даже для человека, но ни одна из коров никогда не получала травм. Путь, которым он пользовался, всегда был свободен от камней, независимо от того, насколько скалистый склон горы это был, такой путь получил название как Путь Болиеты. [16]